9 April 2017

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ канатоходцы Алихановы


Эквилибристы Алихан Алиханов, Анна Днепровская, Алексей Ермилов, Мария и Антон Бутузовы

Moscow State Circus снова в Лондоне! С новой потрясающей программой "Гостиница" - премьера состоялась 30 марта в Ричмонде.  Со всех сторон от сдержанных англичан звучат все Wow Words подряд - breathtaking! fantastic! brilliant! astonishing! phenomenal!
Но самое подходящее определение для этого шоу - death-defying.
Все мы знаем, что с каждым годом трюки в цирках всего мира становятся все сложнее и опаснее. Но то, что демонстрируют русские артисты британского Moscow State Circus находится за гранью человеческих возможностей! Никакими криками "Браво!!!" не выразить восхищения мастерством каждого - действительно, каждого - артиста. Уникальные номера на качелях, на трапеции, в кольце, на одном колесе, на першах, на канате.

Представьте, два артиста держат на плечах каждый по першу (шестиметровому шесту) с гимнастом под куполом, и вдруг не только синхронно опрокидывают их на зал, но и поднимают обратно себе на плечо, захватив с арены наверх еще двух эквилибристок!


Эквилибристы на першах Алихановы

Этот номер - визитная карточка знаменитой цирковой династии канатоходцев Алихановых.  Другое их выступление в программе - завораживающий номер на канатах "Небосвод".

Пространство над манежем заполнено пересекающимися, наклонными канатами. Артисты в нежно-голубых костюмах с искрящимися зеркальными шарами в руках балансируют, идя колонной из трех человек, ложатся на канат навзничь, садятся на нем на шпагат, делают сальто, продвигаются под канатом, держась за ступни идущего по нему - и все это без лонж!!!

Канатоходцы Алихановы - номер "Небосвод"

- Неужели, вы не боитесь?!
- Боимся, боимся! Каждый раз, как выходим, боимся! - смеются эквилибристки Мария Бутузова и Анна Днепровская - В некоторых цирках бывает плохой свет и нам не видно канат. Нужно смотреть в конец каната, чтобы видеть куда примерно ступать.
- Вообще, слово "канатоходец" пленяет с детства, благодаря образу канатоходца Тибула из "Трех толстяков". А как называется ваша профессия, если речь идет о женщине?
- Канатоходка!
- Есть такое слово?!
- Да!

Мария Бутузова в гримерной

Красавица канатоходка, эквилибристка на першах - звезда обоих номеров Алихановых - Мария Бутузова приглашает между представлениями в свой вагончик, угощает чаем и рассказывает:

- Я с детства болела цирком. Занималась в цирковой студии в Нижнем Тагиле, это город на Урале в Свердловской Области. Когда подошло время заканчивать школу и выбирать профессию, я сомневалась между тем выбрать ли цирк, или пойти учиться в университет. Как раз тогда в Нижний Тагил приехал Алихан Алиханов на гастроли в наш цирк.  Мне захотелось тоже ходить по канату, и они с отцом пригласили меня в свой номер - мне было шестнадцать лет. Передо мной встал выбор: либо уйти из школы работать к ним, либо доучиться одиннадцатый класс, но тогда бы они меня уже не взяли. 
Я выбрала школу.
Я очень хорошо училась, и поступила в университет на Математико-Механический факультет. Но это было не мое - у меня вся душа была в цирке. Промучившись там два года, поняла, что больше сопротивляться этой тяге не могу - и ушла в цирк!   Чтобы иметь возможность, если что, вернуться в университет, я обратилась к врачу за справкой для предоставления Академического отпуска. Врач, услышав о моих планах, поставил диагноз: "Может ходить только по канату"
Позже я узнала, что такое состояние действительно существует - человек, который идеально ходит по канату, даже с закрытыми глазами - на земле может путаться в собственных ногах.

Придя в наш Нижне-Тагильский цирк, я стала девочкой Каучук - выгибалась на столике. И в цирке встретила своего мужа!

Маша с мужем Антоном Бутузовым в Лондоне

Антон Бутузов - воздушный гимнаст и акробат, прыгал на Подкидных Досках. Мы работали в совершенно разных жанрах, а нам хотелось быть вместе, в одном номере, где бы пригодились и мои способности и его. В том цирке это не было возможно и мы ушли в другой коллектив. Решив, что лучше если муж работает, чем если работает только жена, я решила ездить с ним, временно подрабатывая в цирковом балете.  Антон летал в полете, прыгал на палке - он всё умеет! Он издалека, с Дальнего Востока, родился в Благовещенске - это тот город, где через реку виден Китай. 
Если бы не цирк - мы бы в жизни с ним не встретились никогда! Нас соединил цирк.

- Мам, я кушать хочу!.. - кричит пятилетний сын Марии и Антона Саша, подбегая к вагончику.
- Я уже макароны погрела!

Мария Бутузова в костюме в стиле 1920-х годов

Маша в сценическом гриме и в платье в стиле 20-х годов кормит мужа и ребенка, и продолжает рассказ:

- Я проработала в Росгорцирке в номере "Переходная лестница" династии Шатировых с момента когда нашему сыну было три месяца и до того, как ему исполнилось три года.
Все это время мне хотелось работать с Алиханом Алихановым.  Работая с другими нижними, всегда вспоминала то чувство надежности, которое я испытывала только когда меня держал Алихан, когда я пробовала свои силы в цирке в шестнадцать лет. Меня на всю жизнь поразило его мастерство, невероятное чувство баланса. Он идеально чувствует верхнюю, не дает ей упасть.

Эквилибрист и канатоходец Алихан Алиханов

Лет через семь после нашей первой встречи я нашла Алиханова в интернете и написала ему. Но в его номер на тот момент не требовались партнерши. Прошло еще несколько лет, и когда в 2014 году мы встретились с ним на гастролях в Японии - я сразу поняла, что это не просто так. Им оказалась нужна девочка и Алиханов взял меня на работу в свой номер в Цирк Никулина на Цветном Бульваре!


Алихан за кулисами Moscow State Circus

Через год, к нам присоединился и мой муж Антон. 
Мы год ездили порознь - я уже работала в канате и в першах, а Антон еще работал в палке и в полете.  С номером "Русская палка" Антон побывал на Всемирном Конкурсе в Монте-Карло и завоевал Серебряного Клоуна! Он работал там со сломанной пяткой, на уколах.
Придя ради меня в номер Алиханова после Монте-Карло, Антону пришлось целый год осваивать абсолютно новый для него жанр эквилибра.  Человек всю жизнь был верхним, прыгал-скакал - его все держали. А тут ему в тридцать лет пришлось научиться держать нас, ходить по канату, балансировать першом - это совершенно не его стихия. Но, ему оказалось все подвластно.  Так что, Антон побывал во всех цирковых жанрах.


Маша и Антон

Обладатель "Серебряного Клоуна" Антон Бутузов

- Маша, а нет ли ревности, например, когда Ваш муж несет на плечах не Вас?

- В эти моменты у меня к нему возникает жалость, потому что я знаю, что когда он несет меня - все будет хорошо, я за это спокойна потому, что я самая лучшая партнерша! - смеется Маша и продолжает: Антон называет работу верхнего "Не бей стоячего" потому что мы просто стоим, нас несут. В цирке, когда речь идет о номерах на канате, считается, что нижний всегда прав, а верхний всегда виноват. Потому что от верхнего зависит устойчивость нижнего на канате. Я, стоя "в узкоручке" на голове нижнего партнера, долго боялась утянуть и столкнуть его с каната - ведь я-то на лонже, а он нет. 

Алихан Алиханов (нижний)  Мария Бутузова (верхняя)

К высоте со временем привыкаешь, становится не так страшно, как в первый раз, когда трясутся ноги, потеют ладони, хочется оттуда просто слезть, убежать скорее, думаешь зачем мне все это надо?! 
Бывают моменты когда теряешь немного равновесие и появляется внутренний страх - его обязательно нужно контролировать, потому что он мешает. Если начинаешь поддаваться этому страху, начинаешь трястись - ты не сделаешь этот трюк. Вообще, высоты я уже не боюсь. Я боюсь упасть, когда я что-то делаю без лонжи, если я испугаюсь внезапно. 
На ощущения, которые испытываешь на канате, влияет и настроение, и усталость, и погода - любая мелочь может помешать сконцентрироваться на своем равновесии. Мы ходим по канату в течении номера всего несколько минут, а мыслей в голове проносится столько - иногда бывает всю жизнь передумаешь.


В каждом цирке - смена обстановки - по новому надо привыкать, и каждый раз волнуешься перед первыми двумя-тремя представлениями. Потом привыкаешь и даже не замечаешь, что уже отработал, можно идти отдыхать. Физически тяжело, зато, это приятная усталость - я всё сделала!

Алихан Алиханов (слева) Мария и Антон Бутузовы "Небосвод"

Шпагат на головах - на самом деле не мой трюк. Это трюк людей, которые держат меня.  Любая девочка сможет сесть на шпагат. Удержать равновесие сложно именно нижним.

Маша в костюме из номера на першах

В этих ящиках не реквизит - там вещи артистов, как в старинных цирковых сундуках. Только сейчас там не только постельное белье, одеяла, посуда и обувь, а и микроволновки, телевизоры, фильтры для воды и даже стиральная машина. Открываешь, начинаешь рыться, потом ничего обратно не влезает.  Когда сын был совсем маленьким, мы в таких ящиках возили и кроватку его и манеж, и коляску - все было занято под нужды ребенка.

Маша с сыном и артистка Moscow State Circus

Благодаря появлению ребенка, в цирке все стало получаться быстрее. Когда его еще не было, и что-то не выходило, думал ну ладно, получится когда-нибудь. А когда он родился - надо было прийти быстренько на репетицию и за час успеть все сделать, волнуясь, что он там один, скорее бежать к нему, кормить грудью. 
Мне повезло, сын родился, когда наш коллектив приехал как раз в мой родной Нижний Тагил и мой муж оказался со мной. Если бы он был где-то на гастролях, он бы не встретил меня из роддома, не смог бы подержать новорожденного. Я так благодарна Судьбе, что так все совпало! Это очень тяжелое время для всех мам. Мне так хотелось, чтобы муж был рядом - и это сбылось! Это очень редко в цирке бывает.
Когда Саше было три месяца мы уже поехали с Росгосцирком на гастроли в Тюмень и дальше по городам. 

Конечно, материнский инстинкт добавил ощущения ответственности - уже не только за себя. Иногда кажется "Зачем я? Я же мать! А как же он останется, если я?.."
Раньше я в Аквапарке даже беременная каталась с крутых горок - мне лишь бы откуда-нибудь прыгнуть, полетать, покувыркаться. А сейчас если я с горки еду - меня такой страх переполняет панический - в работе нет такого! На канате же все плавно, там нет резких перепадов высоты.

- Да, Маша, там просто одна ВЫСОТА! 

Маше пора бежать на растяжку перед вечерним представлением.






Маша выходит на манеж, а я остаюсь наблюдать, как артисты мимоходом присматривают за ее ребенком, который отважно карабкается по крюкам и скатам цирковых поверхностей, бросается на технические перекладины и повисает на них, как на турнике, пролетев затылком в миллиметрах от острого угла. 
- Осторожно, малыш!!!
- Да я уже голову сто раз разбивал! 

Так, конечно, и зарождается новая цирковая династия!



Неожиданно у Алихана Алиханова выдается минута для разговора в суете между шапито и гримерной. Первое, что бросается в глаза - это человек обыкновенного телосложения.  Встретишь на улице, не подумаешь, что он удерживает на плечах шеститиметровый перш с тремя эквилибристами; и, идя по канату без лонжи, несет колонну из трех человек!


Алихан Алиханов (нижний) 

Алихан Алиханов (нижний)

В Дагестане, откуда начинается история цирковой династии Алихановых, канатоходцев называют Пехлеванами. В древности это были воины Парфянского царства - столь могучие и бесстрашные, что само слово пехлеван (в значении богатырь, герой) стало нарицательным.  
В советские годы ремесло канатоходцев превратилось в цирковое искусство эквилибристики на канате. А уже в 21 веке Алихан Алиханов своими блестящими номерами не только продолжает, но и приумножает славу своего старинного лезгинского рода.

Алихан - Бронзовый призер фестиваля "Цирк завтрашнего дня" в Париже

- Странно думать, что все могло бы сложиться иначе, не убеги мой дедушка Рзахан подростком из дома в Дербенте с бродячей цирковой труппой в 20-е годы прошлого века.
В 1935 году деда взяли на работу в Союзгосцирк. Все четверо его детей росли за кулисами и другой жизни не представляли и не хотели. Пробовали себя в разных жанрах, а когда подросли, стали выступать на канате вчетвером под руководством дедушки. 
Дед назвал обоих сыновей одинаковым именем Алихан - Алихан старший и Алихан младший. Мой папа (Алихан младший) выступал до шестидесяти лет без лонжи!


Я вырос в цирке, люблю его всей душой, и выбор - кем стать? - передо мной не стоял. Сначала боялся высоты, помню, папа ищет меня, чтобы поставить на канат, а мне страшно, я прячусь от него среди реквизита. Но лет в семь я уже освоил первые трюки, а в девять вышел на арену в Алма-Атинском цирке в номере отца «Дагестанские канатоходцы». 

Цирковые афиши 1970-х годов

Цирк — это большой труд, зачастую бытовая неустроенность, это спартанские условия. Это образ жизни, который надо полюбить. Иначе работать в цирке нельзя.  Да, у нас нелегкий хлеб, но зато яркая жизнь, мы можем увидеть весь мир! Мы дарим эмоции и получаем их в ответ. Это такая зависимость: выходить на манеж и слышать гул голосов и аплодисменты.



Алихан уходит проверять канат перед выступлением.

А я зову всех друзей в Shepherd's Bush, где до 17 апреля раскинул свой шатер Moscow State Circus.  Давайте кричать нашим бесстрашным артистам: БРАВО!!!


Текст и фото:  Ольга Манизер