9 November 2017

Артём Ледовских КОМАНДИР ПОЛЁТА


Оказавшись летом 2017 в Доминиканской Республике в гостинице Club Med Punta Cana, мне повезло тренироваться и выступать на воздушной трапеции с прекрасной цирковой командой, которую возглавляет артист Cirque du Soleil АРТЁМ ЛЕДОВСКИХ.
Страшная травма на манеже привела Артёма к тренерской работе намного раньше времени. Артём так объясняет трюки, что у учеников сразу всё получается, а все тринадцать инструкторов команды относятся к нему с благоговением.

Мы беседуем в гримерной циркового пространства CREACTIVE - талантливо придуманное Клаб Медом сочетание слов creative и active.


Ольга: Воздушная гимнастика - самый эффектный жанр в цирке. Тебе повезло родиться в цирковой семье, вырасти в цирке. Расскажи о своей необычной семье? Как твои родители оказались в цирке? 

Артём: Мои бабушки и дедушки не из цирковой области. По маминой линий дед работал с металлом на заводе Красный Октябрь, бабушка трудилась на ткацкой фабрике. Другая бабушка - зубной техник, а дедушка - полярник, ездил в экспедиции в Антарктиду. 
Папа профессионально занимался гимнастикой - Мастер спорта, чемпион Вооруженных сил СССР. После спорта его пригласили в цирк.

Приехав на гастроли в Санкт-Петербург, папа увидел маму на улице и подошел к ней познакомиться. Она работала бухгалтером в Ленхозторге. Изначально была любовь, трое сыновей (я - средний). Потом, когда папа создавал новый номер Воздушного полета, он попросил маму помочь ему.

Мама у нас герой - на момент когда она стала репетировать в цирке ей было уже 33 года. Имея трех детей, она впервые полезла на трапецию, плакала там наверху, ей было страшно. Не сразу всё получалось. Это на самом деле большой подвиг, потому что она делала это для папы, для всех нас.

- А почему он решил рискнуть именно матерью своих детей?

- Чтобы не расставаться, быть вместе. Мы были причислены к цирку Чинизелли на Фонтанке в Санкт-Петербурге двенадцать лет, но постоянно были на гастролях, в разъездах. То выступали в Москве, то с цирком Никулина ездили по маленьким и большим циркам Европы. Жили иногда в гостиницах, иногда в караванах в трейлерах.
Для мамы всегда было важно, чтобы дома было тепло, уютно - семейный очаг. Она делала всё для того, чтобы все были счастливы в семье, очень большая молодец. Она успевала с утра в магазины, готовила перед работой и в перерывах.

Gina Lollobrigida и Burt Lancaster в фильме Trapeze 1956

- Мама для мальчика - эталон на всю жизнь. А когда мама - принцесса цирка - в трико, блестках, сетчатых чулках и накладных ресницах! Ты даже взял ее фамилию, а не отца.

- Да. Мама делала шпагат - трюк Split - очень элегантно, с красивым возвратом на трапецию, называющимся Angel Return - поворот ангела. Она очень заводила публику, у нее всегда была красивая, прекраснейшая улыбка, она радовала зрителя. Людям очень нравилось смотреть на нее во время выступления. 

90-е годы были сложные. Когда отец сделал свой номер - Воздушный полет под руководством Александра Брусникина - у родителей не было возможности взять всех троих детей в первую поездку в Англию на восемь месяцев, потому что это стоило дорого. Мы со старшим братом остались учиться в школе, брату было 14, мне 12 лет. Мы были самостоятельны, готовили себе сами. Родителям удавалось звонить нам примерно раз в месяц. 

- Значит, восемь звонков детям за почти год? С сегодняшними технологиями бесплатного видео общения - непредставимо.
А как ты сам оказался в цирке?

- В пять лет я уже определил для себя, что я хочу быть ловитором. У меня был пример перед глазами - я видел папу, как он летал. Но я хотел ловить. Я всегда говорил: старший брат будет летать, а я буду его ловить. Была большая радость, когда это действительно произошло.
На трапеции я начал репетировать когда мне было двенадцать лет - впервые залез туда. Но по своим физическим данным на трапеции вольтижером мне было достаточно тяжело. Мой отец сразу увидел это и предложил мне попробовать ловить. 
Я стал ловить маму и брата. С тринадцати лет у меня легко стало всё получаться. Предрасположенность к этому была.

- С такими-то родителями!

- Да. Выступать по нашим стандартам в этом возрасте еще нельзя, поэтому это было на уровне репетиций. Старший брат Александр стал выступать в Полете в 16 лет. Я стал ловить в шоу в 18 лет. 
Я поступил в Академию Физической культуры имени Лесгафта в Санкт-Петербурге. Учился легко и с удовольствием, мне было интересно всё, что касалось человека - анатомии, физиологии, психологии. Я взял свободный график - чтобы путешествовать и возвращаться к экзаменам.
Первое мое выступление было в Германии. С корабля на бал - только успели закончить подвеску - как сразу надо было работать, почти без репетиций. Понервничать даже не успел.
Папа сказал: "Делай только то, чему я тебя научил и ничего не придумывай." Это было самое главное напутствие на тот момент, потому что когда ты работаешь с коллективом, с партнерами - очень важно, чтобы каждый знал, что он делает и что ожидать от партнера. Заставлял себя не делать лучше, не делать хуже, а именно стабильно и четко, всё во-время. Так и надо работать.




- Это же такая гигантская ответственность, когда к тебе летит твой отец!

- Больше ответственность за маму, я скажу. Естественно, чтобы поймать родителей - нужен совершенно другой моральный подход к этому трюку. Ты живешь с родителями, вместе ешь - работа после того, как закончилось представление не заканчивается. Ты возвращаешься домой - это всё равно работа, ты продолжаешь обсуждать какие-то моменты. Всем этим живешь даже дома.


- А чем родители занимаются сейчас?

- Они уже не выступают, хотя оба в прекрасной форме. Мама сейчас риэлтер, освоила третью профессию. А отец тренирует начинающих артистов цирка. 

- Мир цирка - жестокий не только в плане травм и конкуренции, но и клише "карабасов барабасов" - владельцев цирков?

- Я не скажу, что мир цирка жестокий. Но, да, ситуации бывают разные - как в обычном мире, так и в цирковом.  Была такая нестандартная ситуация: на гастролях в Венгрии у нас не всегда получался трюк тройное сальто.

Я был достаточно молодым ловитором тогда, только набирался опыта, поэтому иногда были маленькие провалы, которые мы старались всегда обыгрывать. Бывают случайности в цирке - мы стараемся повторять. Хотя, иногда что-то не получается даже после повтора, мы всегда держим лицо.

И вот в Венгрии я по два месяца ловил по несколько шоу в день, а когда вдруг один раз не получалось докинуть пойманый трюк обратно на трапецию - директор цирка снимал с нашей зарплаты по 50 евро.  Специально приходил только на наш номер на каждом шоу, отслеживал.
Мы с достоинством приняли вызов - отец просто снял весь наш аппарат, запаковал его и сказал, что мы уезжаем. Директор цирка тут же отменил свои штрафные санкции, извинился и попросил остаться. По доброте душевной папа согласился.

- То, что делало поколение твоих родителей было проще чем то, что сейчас выполняют артисты? Ведь их уровень был недостижим, а сейчас цирк вообще вышел за пределы человеческих возможностей.

- Конечно, цирк проходит эволюцию развития в трюках и достижениях. Поколение моего отца - уникально. В 1970-е - 1980-е годы работали, тренировались не за деньги, а за идею, за любовь к цирку. В СССР были свои легенды и звезды в жанрах акробатики, жонглирования, клоунады - было много известных имен, с сильными номерами, с выдающимися аттракционами. Звезды есть и в наши дни.

- Как ты оказался в Cirque Du Soleil?

- Мы работали в Германии параллельно с воздушным полетом Журавли - это один из флагманов воздушного полета России, на мой взгляд один из сильнейших номеров в России - под руководством Вилена Головко - уникального тренера, талантливого и великолепного ловитора. Нас с ним познакомил Яков Дырда, работавший в полете у моего отца - шикарный вольтижер, друг мой, прекрасный артист.
Когда Вилен, став главным тренером в Cirque du Soleil, создавал воздушный полет в шоу Zarkana, им оказался нужен ловитор - и он позвонил мне.

Артём (справа) за кулисами шоу Zarkana Cirque du Soleil

Я отработал пять лет в цирке Du Soleil в шоу Zarkana
Однажды во время выступления у меня произошла травма плеча.  Травмы - как в спорте, как в мире - происходят абсолютно случайно, нежданно-негаданно. К ним оказываешься не готов. Ты следишь за безопасностью, за здоровьем, соблюдаешь режим, чтобы работать благополучно максимально долго. 
Но от травм мы не застрахованы, к сожалению. Мне пришлось с карьерой артиста попрощаться - возможно, временно.

Ловитор из команды Артёма Izzie Yaakub - Государственный цирк Венгрии

- Тяжело об этом говорить - но как это произошло?

- Я ловил во время шоу в Нью-Йорке. Трюк два бланша с двумя винтами. Хороший парень вольтижер Дима Денисов летел ко мне - и так получилось, что что-то не совпало - высота кача, крутка, потерялись руки. В итоге, в последний момент я схватил руки - одну хорошо, одну не очень четко - и видимо, какой-то угол пошел не так, что весь его вес вывернул мне плечо из суставной сумки, порвал очень много мышц. Тем не менее, я смог отправить Дениса обратно на трапецию, он вернулся на платформу, доработав трюк. А я, пытаясь спуститься, упал и сломал еще несколько костей. 

- Как, прямо на землю?? Не было сети?!

- Нет, на сеть. Но когда ты падаешь не очень корректно - это тоже небезопасно. 
Вывих плеча - это, в первую очередь, физически больно. Психологически ты не сразу всё понимаешь из-за адской боли.

Я сам вставил себе плечо, лежа на сетке. Никто не мог подойти ко мне - по технике безопасности врачи не имеют права наступить на сетку. Это стандартная процедура при падениях в цирке Du Soleil и они действовали по протоколу - на случай если это перелом спины, чтобы не травмировать еще больше.
Люди сидели в зале, смотрели. Но потом опустили занавес, лишили их этого зрелища - наблюдать страдающего артиста - и Слава Богу. Это, все-таки, не надо показывать.

- То, что ты смог это преодолеть - вызывает невероятное уважение. Бывает люди цирка, оказавшись вне любимой профессии, спиваются. 

- Да, мир творческих людей тонкий и хрупкий.

- А ты смог изобрести себя в другой ипостаси - и также связанной с цирком! Как ты оказался в Club Med?

- Травма произошла когда мне было 30 лет. Это достаточно молодой возраст для ловитора. Цирк - это не спорт, где люди уходят рано. В моей сфере - ловиторы работают и до 60. Мой папа вольтижером работал до 57, сейчас ему 63 и он спокойно может показать шикарные трюки. Человек старой закалки в прекрасной физической форме может работать долго. 

После травмы доктор порекомендовал мне не возвращаться к этой профессии. Я начал искать что делать? 
Мне предложили стать цирковым тренером, т.к. многое из опыта можно передать начинающим и действующим артистам. Я проучился год в Канаде цирковым навыкам в отличных от воздушного полета жанрах. Узнавал о встречных качелях, о рамке, о партерном полете, акробатике и других дисциплинах. И потом поехал в Club Med для получения тренерского опыта, поскольку у Cirque du Soleil здесь проект.

У меня функция руководителя коллектива. Мы создаем номера, красивую программу. Я обучаю молодых ребят, которые только пришли в полет - как правильно держать лонжу, какие трюки делать, как правильно качаться, учу основам подвески - как правильно устанавливать реквизит, чтобы это было безопасно.

Цирковая команда Club Med Punta Cana с учениками - после выступления

То есть, ты знаешь как собрать всю конструкцию трапеции?

Да, я знаю как все устроено. Конечно, она достаточно громоздка, чтобы делать это в одиночку - наша собиралась специалистами из Cirque du Soleil.

- Когда ты запускаешь своих учеников с платформы, хочется ли тебе снова летать? 

- У меня есть желание вернуться в цирк когда я смотрю большие шоу, красивые выступления воздушных полетов. Естественно, сердце ёкает, ладони становятся влажными - переживаешь за каждого.

- Неужели ты испытываешь те же эмоции, что и простой зритель?!

- Конечно! Я ведь знаю, каких трудов это стоит. С профессиональной точки зрения возникает любопытство: как? что? что покажут в этом номере?
Воздушный полет - навеки в сердце. 


- Забавно, что, придя из профессионального цирка, ты не знал некоторых трюков, которые ученики делают с таким усилием, даже с гордостью.

- Да, в цирке не будешь показывать трюки recreational trapeze.  Меня Бог миловал - сам я этот начальный уровень пропустил. 
Для меня было удивлением услышать о таких трюках как Pelicano, Bird's Nest, Gazelle. "Газель", кстати, красивый трюк - ты хорошо его делаешь!

С Ольгой Манизер (в костюме Cirque Du Soleil) после шоу учеников

- Спасибо, Артём!  Скажи, а где более изнурительно работать - в Club Med или в цирке?

- По сравнению с цирком - физическими и моральными затратами, которые ты там делаешь, чтобы быть каждый день на сцене и продолжать регулярно радовать зрителей - здесь другой настрой. Эмоционально здесь проще работать. Физически - зависит от формы, в которой ты находишься.

- Тягать на лонже человека очень тяжело, одновременно моральное напряжение - помнить разные команды на каждый трюк. И все время отвечать за "дураков", которые каждую минуту могут ошибиться.

- Поэтому мы стараемся меняться каждый час, чтобы не терять концентрацию, чтобы одни и те же мышцы не забивались. Сложность заключается в том, что команды надо говорить на разных языках - иногда можно заговориться.

- Недавно в Лондонской школе воздушной гимнастики кому-то выбило трапецией все передние зубы. 
Бывает ли у вас раздражение к ученикам, с которыми вы сталкиваетесь в воздухе из-за их ошибки? Хотя бы в эту минуту? 

- Я больше в своей жизни работал с профессиональными артистами - в коллективе партнеры становятся как твоя семья, ты в них уверен на 100%. Когда происходят ошибки - это отклонение от нормы, люди сталкиваются - но никакого раздражения нет. Наоборот, пытаемся выяснить, что произошло, в чем причина?

А от любителей как ожидать безумных результатов? Когда люди поднимаются наверх, мы помогаем преодолеть их страх, мотивируем чтобы у них что-то получилось. То, что они залезли на высоту - уже подвиг.

- Оба твои брата связаны с цирком?

- Да, у старшего есть свои номера - воздушный полет, воздушные ремни.
Его жена тоже артистка цирка.

Братья Аркадий Брусникин и Артём Ледовских       фото Ольга Манизер

- Твой младший брат Аркадий здесь, в твоей команде в Пунта Кане. 
Как работается с братом? 

- Прекрасно! Аркаша позже нас пришел в цирк. У него много талантов, один из них футбол. Аркаша хорошо играл в юниорской команде Петротрест в Санкт-Петербурге. Но травма колена не позволила ему прийти в профессиональный спорт.
Он учился в двух университетах.

Цирк его заинтересовал, когда он увидел в шоу Allegria Cirque du Soleil номер Cyr Wheel - Колесо Сира. Он захотел это попробовать, я нашел ему в Канаде реквизит и он стал учиться по YouTube, а также с помощью своего друга Алексея Солдатова. 
Сейчас у Аркаши очень красивый номер в колесе.


Параллельно у него есть номер Воздушные ремни и номер на вертикальной стене.
В Пунта Кане он также вспомнил свои навыки трапеции - он тоже репетировал с нами в детстве. Он многофункциональный, умеет обучать. С юмором, с позитивом. Прекрасный артист, прекрасный человек.

Воздушный гимнаст Аркадий Брусникин

- Очень вам обоим благодарна, что научили меня возвращаться на трапецию после catch'а.

Цирковое пространство CREACTIVE Punta Cana

- У тебя редкая уникальная профессия. Был ли у тебя номер со своей любовью? Ловил ли ты свою девушку?

- Нет, я никогда не работал со своей любовью. Я думаю, в цирке со своей возлюбленной было бы очень интересно работать - рождались бы другие эмоции, также можно было бы передать зрителям больше разных эмоций. Но в моей карьере не совпадало, чтобы воздушные гимнастки летали ко мне.

- Скоро прилетят! Ловитор - от слова Love!


Артём и его команда - Club Med Punta Cana

Текст и фотографии в Пунта-Кане: Ольга Манизер
В материале также использованы фото из архива Артёма Ледовских